Адаптация в коррекционной школе. Рекомендации родителям.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
В организации благоприятной адаптационной среды, направленной на создание здоровьесберегающих и комфортных условий для начала обучения и воспитания первоклассника участвует не только учитель класса, но и воспитатели, специалисты, и, конечно же, родители (создают дома соответствующую благоприятную атмосферу, настраивают детей, поощряют, интересуются их школьной жизнью и др.)
Обычно адаптационный период составляет от 1 до 2 месяцев. Первые 2 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, тем более, для детей с ОВЗ.
Первый год обучения в коррекционном образовательном учреждении – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в образовательное учреждение меняется многое:
- место ребенка в системе общественных отношений;
- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;
- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);
- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;
- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.
Так, дети с ОВЗ, поступающие в 1 класс образовательного учреждения, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. В целом, большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду и возбудимость детей. Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому педагогам и родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.
Особенности адаптации 1 класса к обучению в школе находятся в зависимости от самых разных деталей:
- готовности ребенка к школе (наличие базовых навыков, физическая или моральная подготовка);
- физического уровня развития ребёнка;
- наличия социальных навыков – умения заводить знакомства и друзей, работать в команде.
Как же понять, как хорошо школьник вжился в новые условия? Психологи нашли несколько признаков, которые говорят, что адаптация первоклассников детей с ОВЗ к обучению в школе прошла на отлично и на которые мы опираемся:
- у ребёнка сложилось общее хорошее мнение о школе, об учителях, новом коллективе;
- он спокоен, у него нет страхов, беспокойства по поводу отношений со своим педагогом, с другими детьми;
- школьник уже подружился с ребятами в классе, по большей части имеет добрые отношения с детьми в своём классе;
- он легко встаёт по утрам, из школы приходит бодрый, не устаёт;
- у него нет серьёзных трудностей с учёбой.
Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенок с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. Если ребенок испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не может найти друзей, то ему нужна помощь родителей. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты.